воскресенье, 20 октября 2013 г.

Конфликты в команде

В работу над проектом человек всегда включается вместе со всеми своими личными качествами. Человек идентифицирует себя с интересным для него делом иногда в гораздо большей степени, чем со скучным рефератом для учебы. Данная идентификация может привести к тому, что и конфликты будут восприниматься намного серьезней, чем все предполагали вначале. А совсем избежать конфликтов, как правило, не удается. Конфликты возникают в случаях, когда люди на протяжении определенного промежутка времени интенсивно работают над общим делом.
Конфликтные ситуации провоцируются несогласованными чувствами, мыслями и действиями людей. Цели одного человека или группы людей (как кажется) не могут быть реализованы, не обидев кого-нибудь из членов команды. Причиной возникшей конфликтной ситуации может
быть следующее:
  • различные цели, ценности, интересы и потребности,
  • различные ожидания,
  • доминантность одного человека или группы,
  • плохая коммуникация, недостаточная информированность,
  • ограниченные ресурсы (время, деньги, техника, …),
  • межкультурные различия (также в разрешении конфликтов),
  • и еще целый ряд других, часто очень личных причин.
Как раз в межкультурных группах страхи перед незнакомым, перед агрессией или опасение остаться непонятым, а также индивидуальные потребности, например, в информации, защищенности и признании играют решающую роль. Такие конфликты могут даже повлиять 
на ход проекта в целом. Искусство успешно разрешать конфликтные ситуации заключается в том, чтобы не подавлять подсознательные опасения, а учиться работать с ними и формулировать их как потребности. Таким образом, создается именно та комфортная атмосфера совместной работы, в которой все чувствуют себя уверенно. 

Предотвратить легче, чем лечить. Многих конфликтов удастся избежать, если в самом начале выяснить ожидания каждого из участников от проекта, выработать правила работы в команде и правила коммуникации, поддерживать командный дух с помощью разных совместных мероприятий, обращать внимание на то, чтобы у всех всегда была одинаковая информация. Как правило, у всех конфликтов длинная предыстория, поэтому относитесь с самого начала серьезно к спорным моментам. Во время планирования проекта обязательно предусматривайте время для фидбэка, когда каждый имеет возможность сказать свое мнение. Если в этот момент возникает какая-то проблема, ее сразу можно проговорить и найти способы решения. 

Если назревает конфликт, не следует его игнорировать и ждать, пока он разрешится сам собой ― необходимо вовремя принять соответствующие меры. Но конфликты необязательно негативно сказываются на проекте, иногда они помогают организовать последующую работу более эффективно. Проблематичные пункты в работе над проектом сразу обсуждаются в команде, и это намного лучше, чем если кто-то извне укажет Вам на их существование. Конфликты можно успешно разрешать, придерживаясь определенной схемы действий.

Во-первых, необходимо, чтобы участники конфликта сформулировали свои позиции. В данном случае особенно важно, чтобы у всех сторон было достаточное количество времени, чтобы высказаться. Не забывайте о правилах коммуникации, то есть как можно меньше упрекать и как можно более четко выражать собственные эмоции и потребности. Посредник, или медиатор, может помочь поддержать разговор на деловом уровне и подвести итог беседы. Очень часто участники конфликта бывают удивлены тому, насколько меняется мнение о ситуации, если попробовать рассмотреть ее с другой перспективы. Основная цель в данном случае ― попробовать встать на место партнера и понять, какими мыслями и чувствами он 
руководствуется. Кроме того, необходимо, чтобы участники проекта сформулировали свои пожелания. Причем как можно более конкретно: мало сказать «Перестань подавлять меня своим авторитетом!». Вместо этого лучше назвать конкретные рекомендации к действию: «Я хотел бы, чтобы ты давал мне высказаться; чтобы ты не говорил в моем присутствии на иностранном языке, которого я не понимаю; я хотел бы, чтобы мои предложения учитывались» и т.д. Для решения проблемы можно также воспользоваться другими 
методами, например, мозговым штурмом. Таким образом, конфликт можно рассматривать как возможность выхода на новый, более конструктивный уровень отношений. По завершении этой фазы можно выработать некоторое соглашение о правилах поведения, которое будет принято обеими сторонами. 

Совет: попробуйте отнестись к конфликту спокойно и с чувством юмора. Это не означает, что Вы несерьезно относитесь к проблемам. Напротив, Вы показываете, что в жизни бывают и более сложные ситуации и что из-за одного конфликта не возникнет угрозы для всего проекта.

Комментариев нет:

Отправить комментарий