воскресенье, 13 октября 2013 г.

Определение целей и целевой аудитории

«После того, как мы окончательно потеряли из вида нашу цель, мы удвоили наши усилия», ― это высказывание известного писателя Марка Твена иллюстрирует одну важную вещь: все усилия бессмысленны, если не известно, в каком направлении все должно развиваться. Поэтому фаза определения целей является решающей для успешной реализации проекта.

Что такое цель?

Что такое цель? — «Цель? Это элементарно! Мы хотим организовать семинар, поездку, выставку...». Действительно, можно ли так сформулировать цель, или речь все же идет о средстве достижения этой цели? Разделить методы и цели иногда очень сложно. К примеру, семинар как таковой лишь в редких случаях представляет собой самоцель. Подумайте, чего Вы хотите достичь, организуя семинар. Планируете ли Вы дискуссии на определенные темы, предполагая таким образом привлечь внимание участников к определенной информации? Или Вы хотите работать со стереотипами, распространенными между различными этническими либо социальными группами, и для этого приглашаете участников на семинар? Хотите ли Вы получить конкретный продукт: издать газету или книгу, информирующие широкие круги населения о Вашей деятельности и, таким образом, способствующие изменению мнения общества о каком-то вопросе или событии? Может быть, Вы хотите заняться образовательными проектами и передать рабочий инструментарий Вашим ученикам для того, чтобы они лучше справлялись со своими задачами в университете, на рабочем месте или в быту? Ясно одно ― цели могут выглядеть совершенно по-разному, и в большинстве случаев они не очевидны.
Выделяют различные уровни целеполагания. Самый высший уровень ― глобальная цель или «миссия». Глобальная цель ― это желаемая ситуация, достижение которой в рамках одного проекта невозможно, но которую мы имеем в виду, рассматривая данный проект как шаг на пути к данной цели. Пример глобальной цели: «Все российские студенты проводят часть своего обучения в зарубежном ВУЗе». Стратегические цели представляют собой описание Вашего вклада в достижение общей глобальной цели. Какое конкретное влияние Ваш проект должен оказать на окружение? Например, «Студенты нашего университета проинформированы о возможностях и шансах учебы за рубежом». Оперативные цели ― цели, способствующие достижению общей стратегической цели. Например, «Мы организуем в следующем учебном году два информационных мероприятия для заинтересованной молодежи со студентами, побывавшими во время своей учебы за рубежом» или «Мы издадим брошюру, содержащую информацию об учебе за рубежом». Из этих оперативных целей вытекают разнообразные задачи, решение которых необходимо для достижения поставленной цели.

ВАЖНО: Поэтому важно формулировать задачи, исходя из цели, а не наоборот. 
Не каждая задача действительно способствует достижению цели. 

Формулирование целей часто бывает связано с определенными трудностями. Для чего же тогда нужны цели? Четко сформулированная цель имеет несколько преимуществ. Только после определения стратегических целей можно формулированить оперативные цели и распределять обязанности. Не теряя из вида цель, мы предотвращаем вероятность того, что команда начнет работать по инерции. Цели имеют мотивирующую функцию для каждого участника проекта. Понятно, к чему мы стремимся, и какой конечный результат хотим получить. Четко сформулированные цели помогают избежать конфликтных ситуаций в команде во время работы. Кроме того, грантодатели и партнеры ожидают от Вас четко сформулированной цели проекта, поэтому конкретная и понятная цель облегчает оформление заявки. Итак, не экономьте время на определение целей проекта и формулируйте их осмысленно!




Комментариев нет:

Отправить комментарий